Балетные премьеры в Национальной и Муниципальной операх

 
 

На сцене Муниципального театра оперы и балета для детей и юношества решили воскресить легендарные постановки хореографа Михаила Фокина "Шехерезада" и "Шопениана", объединив их в одной программе, названной "Вечер одноактных балетов". Отправной точкой для создания первого из них послужила гениальная сюита Николая Римского-Корсакова – под эту музыку художник Лев Бакст и сам Фокин сочинили сюжет по мотивам арабских сказок из "Тысячи и одной ночи". Премьера балета состоялась в 1910 году в Париже на сцене Гранд-опера в рамках второго "Русского сезона" Сергея Дягилева, а главные партии в нем исполняли Ида Рубинштейн (Зобеида), Вацлав Нижинский (Раб) и Алексей Булгаков (Шахрияр). Не менее блестящую историю имеет и "Шопениана" – эта фокинская постановка 1908 года представляет собой серию жанровых сценок на шопеновские мелодии тарантеллы, ноктюрна, мазурки, вальса, прелюда и полонеза, оркестрованные композитором Александром Глазуновым. Почерк фортепианного бога в них порой угадывается с трудом, зато в поэтичности этому произведению не откажешь: не зря балет специально создавался с расчетом на звезду – великую танцовщицу Анну Павлову, которая по замыслу хореографа должна была изображать мифическую Сильфиду. Кстати, именно по имени главной героини этот балет до сих пор называют на Западе. В Муниципальной опере произведению вернули авторское название, по-видимому, неслучайно, пытаясь заодно включить его в продолжающиеся торжества по случаю 200-летия со дня рождения Фредерика Шопена. Руководить оркестром на спектакле будет Алексей Баклан.
Этот же дирижер возьмет на себя управление оркестром Национальной оперы на премьере нового балета живого украинского классика Евгения Станковича "Властелин Борисфена". Фрагменты этого произведения композитор представил публике еще два года назад и с тех пор дирижер Николай Дядюра и Симфонический оркестр Национальной филармонии, очарованные красотой партитуры, по собственной инициативе включали ее отрывки в свои программы. Планировалось, что господин Дядюра станет и дирижером-постановщиком будущего балета (его поначалу предполагалось назвать "Легенда о князе Кие"), однако уже на стадии подготовки первоначальный замысел претерпел ряд метаморфоз: балет отдали в руки другого замечательного музыканта, а заголовок сменили на более помпезный. Официально либреттистами "Властелина Борисфена" выступили три автора: политики Анатолий Толстоухов и Владимир Зубанов, а также литредактор Национальной оперы Василий Туркевич, но, по сути, вся работа над текстом легла на плечи последнего. Главные же роли в постановке отдали Елене Филипьевой, Наталье Лазебниковой (Зореслава), Сергею Сидорскому (Кий), Максиму Моткову (Ирнек).
"Властелин Борисфена" – уже не первый балет Евгения Станковича на историческую тему. Хорошо известны и другие его работы в жанре реконструкции "преданий старины глубокой": "Княгиня Ольга", "Викинги", "Прометей-Распутин". Они с успехом шли в Национальной опере, с которой у композитора, кстати, продолжается сотрудничество – по заказу театра он пишет оперу "Страшная месть" по мотивам повести Гоголя.
Национальная опера / 12, 14 (19.00)
Муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества / 16 (19.00)