Комическая опера «Умница» - спектакль о том, как свита делает короля

Юлия Бентя

«Умница» Карла Орфа, представленная в 2009 г. в оперной студии Национальной музыкальной академии, была дипломной работой Виталия Пальчикова. После окончания вуза талантливого режиссера пригласили работать в Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества, где первая же его постановка – современная версия вердиевской «Травиаты» – была отмечена премией «Киевская пектораль» как лучший музыкальный спектакль 2011г.

     Взяться за произведение немецкого композитора во второй раз у Пальчикова было множество причин, начиная от бисерной партитуры и заканчивая едко сатирическим либретто (которое, кстати, по мотивам сказки «Умная крестьянская дочь» братьев Гримм сочинил сам Орф). Но все же главным толчком, по признанию режиссера, послужило то, с каким интересом смотрел видеозапись этой музыкальной сказки его малолетний сын.

     История о напыщенном монархе и мудрой крестьянке может понравиться и детям, и взрослым. Юные театралы оценят «анимационную» сценографию (сменяющие друг друга «картинки» для задника сочинила Людмила Нагорная), Короля на велотренажере и Умницу на самокате. Опытные зрители наверняка насладятся тончайшей музыкальной стилизацией арий в исполнении Александра Харламова (Крестьянин) и великолепным ансамблем Бродяг – Сергей Шаповал, Сергей Макиенко и Михаил Ракосий под предводительством Хозяина мула Михаила Гуменного-Петровского одинаково искусно поют и плетут интриги. И, безусловно, задумаются о странностях отношений между Королем  (Николай Ильченко) и сообразительной девушкой (Наталия Пелых), которая в финале сказки не только напоила мужа маковым отваром (по братьям Гримм), но и призналась: будь она действительно умной, не полюбила бы такого своевольника (а это уже по Орфу).

     Однако сюжетную иерархию персонажей на премьере нарушили сами же артисты. Здесь хороши практически все исполнители партий второго плана, чего не скажешь о тех, кому доверены центральные. Расслышать загадки Короля, пропеваемые Николаем Ильченко, невозможно уже из первых рядов. А ведь это один из ключевых эпизодов, к тому же исключительно удачно решенный в пластике (Сергей Кон). Наталия Пелых не только проглатывает окончания фраз, но и выглядит как памятник самой себе. Но учитывая, что среди исполнителей главной роли заявлены Тамара Ходакова, Ольга Фомичова и Рузанна Чабанова, можно предположить, что следующие показы орфовской сказки станут удачнее пробы.

     А вот с чем театр действительно стоит поздравить, так это с приглашением Сергея Голубничего, для которого этот спектакль в муниципальной опере стал дирижерским дебютом. Через три недели он же будет управлять оркестром на премьере «Лебединого озера» в постановке Раду Поклитару. Так что если не в «Умнице», так хотя бы в самом театре с «королями» полный порядок.

«КАПИТАЛ» деловая газета  № 029 от 30.05.13 г.