"Умница" в Муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества

 
Сказочная опера Карла Орфа "Умница" вошла в учебники как символ сопротивления нацистскому режиму, однако на самом деле эту легенду придумали уже после капитуляции Германии, пытаясь исправить подпорченную репутацию композитора. Успех кантаты "Кармина Бурана" у нацистской элиты (Геббельс, к примеру, называл ее "изумительно красивой"), государственные дотации и награды, а также согласие заново сочинить музыку к шекспировскому "Сну в летнюю ночь" вместо запрещенной музыки Мендельсона, разумеется, ни о каком противостоянии художника и власти не свидетельствовали. Однако самого Орфа, в те годы увлеченно водившего с немецкими детишками хороводы под шорох самодельных погремушек и вообще ничем не интересовавшегося, кроме прославившей его системы дошкольного воспитания Schulwerk и музыкального театра, и правда глупо в подозревать в сотрудничестве с нацистами.

"Умница" была сочинена в 1942 году в Мюнхене на сюжет сказки братьев Гримм "Умная крестьянская дочь", которую композитор подверг основательной переработке. Либретто он написал сам, то и дело заглядывая в сборник старонемецких пословиц и поговорок — финальная реплика главной героини о том, что невозможно быть умным и одновременно влюбленным, как раз оттуда. Музыку, которую впоследствии нарекли чуть ли не народной, Карл Орф сочинил, основываясь на творчестве знаменитого представителя итальянского барокко Клаудио Монтеверди, усилив мощь оркестра целым легионом невиданных прежде ударных инструментов.

Талантливый молодой режиссер Виталий Пальчиков однажды уже обращался к этому произведению, представив в 2009 году свою версию "Умницы" в качестве дипломной работы в стенах Оперной студии Музыкальной академии. Надо полагать, что в новой постановке этот гимн мудрым женщинам приобретет новые краски.

Муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества / 30 (19.00)