Лебедю разрешили не умирать

// Виктор Литвинов поставил "Карнавал животных" Сен-Санса в Муниципальной опере

 
Камиль Сен-Санс называл свой балет «Карнавал животных» «зоологической сенсацией»
Фото: ВЛАДИСЛАВА СОДЕЛЯ / Коммерсантъ
 

премьера балет

В воскресенье в Киевском муниципальном театре оперы и балета состоялась премьера балета "Карнавал животных". В музыкальной редакции Алексея Баклана и постановке Виктора Литвинова "зоологическая фантазия" Камиля Сен-Санса превратилась в историю борьбы добрых животных со злой природой человека.

"Карнавал животных" Камиля Сен-Санса трудно назвать популярным музыкальным произведением, однако одна из пьес этой "зоологической фантазии" (так назвал жанр композитор) – "Лебедь" – благодаря хореографу Михаилу Фокину и танцовщице Анне Павловой стала настоящим балетным хитом. Балетмейстер Виктор Литвинов и дирижер Алексей Баклан привнесли много нового и неожиданного в довольно традиционную сюиту из 14 номеров, каждый из которых является своеобразным портретом одного из представителей фауны. Впрочем, некоторые провокации допускал и сам композитор, как бы случайно втиснувший между Курочками, Львами, Рыбками и Черепахами пьесу под названием "Пианисты" (по Сен-Сансу это, в общем-то, очень недалекие создания, занятые исключительно зубрежкой этюдов).
Киевские постановщики не только расширили спектакль, включив в него малоизвестные партитуры французского композитора, но и нанизали их на сюжет, одновременно напоминающий балет "Щелкунчик" Петра Чайковского и оперу "Дитя и волшебство" Мориса Равеля. Девочке Николь на день рождения дарят зверушек, а она, капризничая, забрасывает их в шкаф. Вскоре подарки оживают и выходят из шкафа вместе с Темными силами в виде скелетов, вакханалия которых продолжается до тех пор, пока на сцене не появляется Лебедь (чтобы на корню убить всякие аналогии, эту партию исполняет мужчина). Он очаровывает Николь и мирит ее с игрушками.
У тандема Литвинов–Баклан на детских балетах давно набита рука, причем по динамичности и изобретательности они дадут фору многим "взрослым" постановкам. "Карнавал животных" длится всего час, но за это время капризуля-Николь (Саяка Охори) превращается из злой девочки (резкие движения, угловатые стопы) в милого ребенка – мечту любых папы с мамой (эпизодическую роль Мамы танцует Оксана Хамровская), а все животные успевают продемонстрировать свои хореографические способности. Виктор Литвинов, чьи самые интересные находки связаны со сценами-пантомимами, на этот раз превзошел себя. Если костюм Слона сковывает двоих упрятанных в него танцовщиков и позволяет разве что играть походкой, а Лев (Владимир Пряничников) без особых изысков демонстрирует силу и мощь, то несколько других миниатюр можно считать несомненной удачей. Рыбка (Ольга Постернак) в постановке действительно плывет (на фоне черного задника и на руках шестерых статистов в черных комбинезонах), Черепахи – ползают (к животам Сергея Гребельника и Дмитрия Колоса прикреплены скейтборды, на которых они и скользят по сцене). Все это время Темные силы (роли скелетов из шкафа исполняют Ольга Айсина и Владимир Гораш) постоянно пытаются поссорить Николь со зверушками.
Сцена девочки с Лебедем (Александр Душаков) – самая классическая в хореографическом плане, хотя от хореографии Михаила Фокина здесь остались фирменные взмахи руками. Но в данном случае вся соль в перенесении их в парный танец, и отсюда смена эмоционального знака "минус" на "плюс" – никто и не собирается умирать, все только начинается. Влюбив Николь в себя, Лебедь усаживает ее на пуфик на авансцене, и вместе с залом они смотрят слайды с изображениями самых разных животных – взрослых и детенышей, целующихся и отдыхающих.
Потом Николь снова оказывается в собственной комнате, достает из-за шкафа мягкие игрушки и уже точно знает: они гораздо важнее подаренных мамой платья и красивых бантиков.
ЮЛИЯ Ъ-БЕНТЯ