Градус танца

Градус танца

// "Киев модерн-балет" представил спектакль In pivo veritas


 
Килты не мешают героям In pivo veritas вести себя по-мужски
Фото: АЛЕКСАНДРА ЯЛОВОГО / Коммерсантъ
 

премьера / балет

В Муниципальном театре оперы и балета показали In pivo veritas – первую и единственную премьеру театра "Киев модерн-балет" в этом сезоне. Современную версию исторического балета на ирландские народные темы Раду Поклитару снабдил тройным дном, а восьмерых его исполнителей – ящиком пива, которым они с видимым удовольствием запивают каждую вариацию. Слабоалкогольное зрелище опьянило ЮЛИЮ БЕНТЮ.

Между прошлогодней двойной премьерой спектаклей "Квартет-а-тет" и Con Tutti Instrumenti (см. Ъ от 5 июля 2010 года) и первым показом In pivo veritas на музыку эпохи Ренессанса и ирландские народные наигрыши театр "Киев модерн-балет" выдержал самую долгую в своей истории паузу. Понятно, что "год без премьер" не прошел для театра вхолостую благодаря показам старых работ в Киеве и на многочисленных зарубежных фестивалях, однако сам факт несколько настораживал. Тем более что между одноактным "Двое на качелях", впервые показанным в октябре 2009 года и прошедшим почти незамеченным, до следующей премьеры также минул почти год. Но, пожалуй, надо смириться с тем, что такого пиршества новинок, как в первые несколько сезонов работы Раду Поклитару в Украине, уже не будет: молодая труппа взрослеет, держит "в ногах" все старые постановки и мужественно переносит все трудности жизни частного театра.
По сути, In pivo veritas – премьера из загашника: в 2003 году Раду Поклитару ставил этот балет в Белорусском государственном академическом музыкальном театре, где он до сих пор держится в репертуаре. В пару к премьере киевской постановки худрук "Киев модерн-балета" решил повторить спектакль "Двое на качелях", созданный по мотивам пьесы Уильяма Гибсона. Он (Александр Каливод) и Она (Элина Винникова) рассказывают обычную историю отношений мужчины и женщины: тяжело дающиеся телефонные звонки (здесь чувствуется прямая аллюзия на "Человеческий голос" Жана Кокто и несколько опер по этому произведению – Франсиса Пуленка и Виталия Губаренко), сближение, измены и болезненный разрыв. Лаконичная сценография Раду Поклитару (он же, как обычно, автор либретто и хореографии) представляет собой "монтаж" из двух интерьеров "кровать-тумбочка-окно". На концентрическую музыкальную композицию (по краям – мексиканские ритмы Чавелы Варгас, в центре – Чакона для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха) нанизывается хореографическая сюита из парных и сольных танцев. И здесь особенно хорошо просматривается то, что, каким бы современным не был модерн-балет, номерная структура классики в нем все же сохраняется, хоть и основательно замаскированная.
В In pivo veritas сюитный принцип "Качелей..." перерос в грандиозные вариации, которые работают на всех уровнях. Взять, к примеру, музыкальную основу "слабоалкогольного действа" – музыку эпохи Ренессанса и ирландскую народную музыку. Ни один специалист в здравом уме не сможет провести между ними разделительную линию: есть много случаев, когда первое и второе – одно и то же. Так же можно сказать о мужчинах и женщинах (танцовщики здесь одеты в килты – видимо, так художник по костюмам Мария Грабченко отметила возвращение в моду стиля унисекс), Ирландии и Шотландии, пантомиме, танце и акробатике.
Исторические танцевальные стили здесь тоже спутаны в клубок. По сюжету средневековому рыцарю-мечтателю с пивным пузом и длинным мечом (ассистирующий Раду Поклитару Анатолий Козлов наконец вышел на сцену) приснился развеселый кабак, где пьют, танцуют, почему-то слушают радио, флиртуют и дерутся. В момент массового откровения там является прекрасная "гостья из будущего" – эталонная балерина на пуантах. Пока она скользит из левой кулисы в правую, средневековая вакханка (Анна Герус) успевает стащить с ее ноги туфельку, надеть ее и начать "двойную жизнь" одной ногой в классике – умение быть разной придает девушке особый статус (несмотря на его явную неопределенность).
In pivo veritas – яркий спектакль со своей четко прописанной философией. Он сделан так изобретательно и непринужденно, что определенно будет иметь успех как у балетных гурманов, которым сулит настоящее хореографическое пиршество, так и у обычного зрителя, который придет "на пиво". Его, кстати, на сцене употребляют абсолютно все и с нескрываемым удовольствием, так что с первого просмотра непонятно, что им там увлекательнее – пить или танцевать.
Юлия Бентя