Древние греки и демография



25 июня, 8 июля, 15 июля, Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества, 19.00 

 


«Груди Тиресия» Пуленка поставил Дмитрий Тодорюк, дипломированный режиссер киевской консерватории, в прошлом году выпускавшийся с «Испанским часом» Равеля. Судя по отзывам, его работа была одной из самых ярких. Тодорюк известен как вокалист популярной молодежной группы «Авиатор», но не в этом дело. После сдачи диплома он не исчез и не поменял профессию, как многие, - он остался в оперной режиссуре, на которой, казалось, у нас уже можно поставить крест.


Действительно, музыкальный театр Пуленка и вообще опера ХХ века – редкость для украинских театров. Постановка «Грудей Тиресия» - случай особенный, ведь в наших библиотеках даже нет партитуры, ее специально предоставило Французское Посольство в Украине без права копирования, и речь шла всего о пяти украинских постановках. Сам же 27-летний режиссер в самом факте постановки комической оперы Пуленка по сюрреалистическому фарсу Аполлинера увидел более глубокий смысл: по его мнению, проблема деторождения, о которой рассказывается в пьесе, в Украине сегодня также актуальна, как и сто лет назад во Франции.


Сюжет оперы – вольная интерпретация древнегреческого мифа про слепого прорицателя, который половину жизни прожил мужчиной, а половину – женщиной. Жена, лишенная внимания мужа, становится феминисткой, у нее отпадает грудь, а муж начинает рожать детей. Он произвел за одну ночь более сорока тысяч взрослых и талантливых детей, а когда появился на свет первый неудавшийся сын, бездельник и шантажист, героический папа понял, что все это ему приснилось, и вновь стал любить свою жену. За этими превращениями и извращениями с интересом наблюдают жители придуманного города Занзибара и всем весело.


Спектакль идет на французском языке, но и без перевода все понятно. Тамара Ходакова в роли супруги героя величественно мужеподобна, она не боится петь, даже когда летает над сценой (видимо, этот прием должен подчеркнуть «духовный верх», мужское начало, но получилось как на цирковой арене). Раньше мне приходилось слышать ее в камерных произведениях, но оказалось, что она может быть очень разной, у нее мощный голос оперной певицы и пластичный широкий диапазон.


Спектакль смотрится на одном дыхании, но вдруг в конце первого действия у вас возникает чисто обывательский интерес – а как изобразят сорок тысяч детей?
Юмором заражает уже сама музыка – искусная, с «говорящими» тембрами в изысканной оркестровке, и, в то же время, простая и доходчивая. Дирижер Михаил Мороз приложил максимум усилий, чтобы получился именно «бесхитростный» пуленковский стиль, хоть и было в оркестре несколько промахов в духовых и расхождений с вокальными партиями. Но это мелочи по сравнению с теми задачами, которые ставил перед собой Дмитрий Тодорюк – заложить в театре демографическую бомбу. Говорят, две актрисы в период работы над спектаклем действительно забеременели.


 

Автор: Олеся Найдюк