Алексей Бусько: «Наш фестиваль – это маленький флажок на котором написано «КМАТОБ»

Алексей Бусько: «Наш фестиваль – это маленький флажок на котором написано «КМАТОБ»

Алиса Январская - 05.06.2015 16:18 - Театр

 

7buttons продолжает говорить о современной украинской хореографии. На этот раз мы пообщались с хореографом, артистом КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА, соорганизатором фестиваля КМАТОБ-фест – Алексеем Бусько. Фестиваль проходил 27-28 мая в Киевском муниципальном театре оперы и балета. В рамках фестиваля было представлено четыре премьеры.

7buttons: Наш первый вопрос традиционный: как возникла идея организации фестиваля современной хореографии КМАТОБ-фест? Какая необходимость проведения такого действа? 

Алексей Бусько:  Все на самом деле произошло так, как это часто возникает в моем творчестве: спонтанно, как вспышка. Мы встретились с заместителем директора театра, и он предложил: «Леша, а не хочешь провести фестиваль?». А я говорю: «наверное, да». Тогда, пусть к понедельнику будет готова концепция. Моя реакция сначала была скептической: это были очень сжатые сроки. Но на удивление я очень быстро «увидел» основную идею. В этот раз фестиваль построен на четырех коллективах, которые подготовили премьеры. В прошлом году еще были мастер-классы, но на этот раз мы от них отказались, дабы участники не распылялись. Наша главная цель – это открывать новые имена, а театр нам любезно предоставляет для этого площадку с профессиональным светом и звуком. Это хорошее начало для любого творца. Для молодых хореографов очень важно само событие, чтобы идеи не просто летали в воздухе. 

7buttons: Как вы оцениваете положение вещей в современной украинской хореографии? Это конечно такой глобальный вопрос. Но, всё-таки, чего нам не хватает? 

Алексей Бусько: Можно пойти двумя путями: сравнивать с тем, что происходит в мире и сравнивать это с тем, что было раньше в Украине (иронически улыбается). Первый путь не совсем правильный, поскольку мировые процессы очень разнообразны и их множество. И тогда каждое суждение будет заканчиваться разочарованием. Что касается второго пути, то прогресс очевиден, все довольно быстро развивается. Например, проект «Танцюють всі» при всей своей неоднозначности многое смог дать: с одной стороны, он, конечно, популяризировал танец, а с другой стороны – открыл много нового, новые интересные имена. Даже не смотря на отсутствие финансовой поддержки, люди находят возможность проводить фестивали и ставить спектакли. 

7buttons: Все это держится на энтузиазме, насколько я понимаю? 

Алексей Бусько: Да, в Украине сейчас это все держится на энтузиазме. Нет целого нужного ряда звеньев цепи: от экономической составляющей до продакшна и пиара, которые могли бы приносить доход создателям фестиваля. 

7buttons: А какие темы сейчас вообще хочется ставить? Какие сюжеты? 

Алексей Бусько: Сейчас летает какая-то минорная аура. Хотя я сам довольно жизнерадостный человек. Но весь музыкальный материал, на котором я останавливаюсь, как правило, довольно тоскливый. Может это вызвано положением дел в стране, может – это личные нюансы. Возникают идеи, я даже договариваюсь с композиторами о написании музыкальной части и я сознательно себя останавливаю – потому что это опять в том же настроении. Доходит до того, что я специально себя заставляю найти что-то совсем отвлеченное, некий литературный сюжет, свободный от каких-то моральных нагрузок. 

7buttons: А не легче ли в таком случае делать что-то социально актуальное? 

Алексей Бусько: Современное искусство – это как пластилин, который держишь в руках. Выдают всем одинаково, но у каждого получается что-то свое. 

7buttons: Нет, я имею в виду, что-нибудь на «злобу дня», вроде социальной критики, политической критики. Или совсем не хочется ничего подобного? 

Алексей Бусько: Вот вообще не хочется (улыбается). 

7buttons: Про Майдан делали же спектакли, была такая волна. 

Алексей Бусько: Один из национальных театров делал мне подобное предложение. Я поговорил с композитором, и мы не «увидели» нашего конечного продукта. Не хочется на этом спекулировать. Все революции – это всегда не то, что нам демонстрируют. Сделать так как все было – не получится, а показывать трагическую составляющую не имеет смысла, все и так это пережили на себе. Это вроде как пытаться из оливье достать только один ингредиент.  В любом случае, в том, что мы создаем, каждый найдет свой подтекст, и социальный в том числе. Искусство существует для того, чтобы возвыситься, чего не скажешь о политике. 

7buttons: Возвращаясь к фестивалю. Среди участников был ваш балет: «Видение Розы», «Долгий рождественский обед» Раду Поклитару – это премьеры театра, вошедшие в репертуар. Но были и еще два проекта. О них бы хотелось узнать поподробнее. 

Алексей Бусько: Apache crew – один из интересных перспективных танцевальных коллективов, принявших участие в фестивале. Его руководитель – Анатолий Сачивко, – финалист проекта «Танцюють всі», человек за которым хотят идти, и которому верят, отличный режиссер. Он подготовил премьеру специально для фестиваля (спектакль «Мегаполис» – прим. 7buttons).  У нас все строится на доверии, я видел, что из этого должно получиться что-то стоящее. Кристина Шишкарева и ее Totem dance group («Священная весна» – прим. 7buttons) – это уже такой именитый коллектив. Она на своих плечах держит огромный пласт современного танца: это не только руководство коллективом, но и многочисленные мастер-классы по всей Украине.

"Мегаполис"

 

APACHE CREW в клипе Джамалы "Заплуталась"

7buttons: Почему только четыре участника, а не больше? 

Алексей Бусько: Была идея сделать больше и даже появился целый свободный день для этого. Но технически это проблематично – одно дело сделать две премьеры, а другое дело – четыре. В следующем году – если наберется достаточное количество участников, то фестиваль расширится до трех дней. 

7buttons: А не пробовали ли вы кооперироваться с другими фестивалями, например, с Гогольфест или с Виктором Рубаном? 

Алексей Бусько: Кооперироваться – это как? В частном порядке мне это интересно. А в слиянии двух фестивалей я не вижу смысла. Гогольфест – это огромная машина, они могут делать все, что хотят. Разве что с точки зрения использования площадки? 

7buttons: Да, с точки зрения использования площадки. Или как вариант для обмена опытом по организации фестиваля или, скажем, для того, что ваши знакомые коллективы стали участниками масштабного Гогольфеста. 

"Священная весна"

 


Алексей Бусько: Киев не настолько большой, чтобы для этого нужно было кооперироваться. Все, что происходит, так или иначе, известно всем.Коллективы могут принимать решения об участии самостоятельно. Негласный лагерь сообщников и так существует, поэтому я не вижу смысла в каких-то искусственных альянсах. А в нашем фестивале все просто. Инициатор – сама дирекция театра. Это такой маленький флажок, на котором написано «КМАТОБ», наша маленькая инициатива. У нас нет цели делать его масштабным на данном этапе. 

"Долгий рождественский обед"

 


7buttons: Под масштабностью я понимаю, например, несколько локаций: в одном театре происходит одно,  в другом – другое. 

Алексей Бусько: Как показывает опыт – четыре одноактных балета и дивертисмент номеров – более чем насыщенно. Да, и, наверное, нет у нас столько зрителей для такого количестваодновременных событий в рамках одного фестиваляВсе, что вырисовывается в финале – это результат наработок за год, плюс, конечно, общая творческая атмосфера. А она сейчас, как мы уже  с вами говорили, не сильно способствует вдохновению. Поэтому в этом году пока так. 

7buttons: У вас есть с собой плеер, что в вашем плейлисте? 

Алексей Бусько: Вплеере у меня гигабайт 30 музыки: совершенно разнойЕсть музыка, с помощью которой, я разогреваюсь: современная, ритмичная. Есть классическая музыка, ее сложно слушать просто так, а скорее – в процессе расслабления, тогда мозг начинает работать творчески. Основной мой музыкальный критерий – качество. 

7buttons: Как говорят: все жанры хороши, кроме скучного. Но она сопровождает ваш день или вы настолько устаете, что хотите просто побыть в тишине? 

Алексей Бусько: Да, как-то так (улыбается). По-разному бывает. Я просыпаюсь и включаю радио с лаунж музыкой, чем-то ненавязчивым. Она мне создает фон. Мне часто говорят: «Да ты же слушаешь одно и тоже, как ты можешь». А я отвечаю, что это не музыка для того, чтобы слушать, а для определенной динамики, ритмики, которая тождественна моему телу. Целый блок моего дня – это интеллектуальная работа с музыкой, задействованной в наших балетах. Она, конечно, перенасыщает восприятие. Судить о моих музыкальных вкусах можно в период отпуска, когда нет непосредственной творческой работы, тогда и находятся будущие музыкальные наброски. 

7buttons: То есть вы где-то в дороге улавливаете, чтобы вы хотели взять для своих будущих постановок, что-то отмечаете для себя? Как это у вас происходит? 

Алексей Бусько: Всегда для меня было так, что в музыке рождаются образы. Но все чаще в последнее время удается найти какие-то истории, исходя из опыта и переживаний. 

7buttons: Да, я как раз у вас хотела спросить: какое ваше самое сильное впечатление за последнее время? Может быть, вы ездили в какое-то путешествие, а может быть какая-то прочитанная книга или просмотренный фильм? Встреча с кем-либо? 

Алексей Бусько: Если говорить о встрече, я был недавно на мастер-классах одного швейцарского хореографа. Он делился с нами вещами, которые полезны для тех, кто занимается импровизацией. Его личная миссия – тур по городам и странам, где импровизация в хореографии не особо развита. Причем, он делает это абсолютно бесплатно, гонорары не берет, разве что ему оплачивают дорогу. Было безумно интересно. 

7buttons: А вообще вы зависимы от внешних впечатлений? Или вы черпаете силы изнутри? 

Алексей Бусько: Даже не знаю… 

7buttons: Есть люди, которым для того, чтобы что-то делать, нужна постоянная смена деятельности, например, они должны куда-то все время уезжать, чтобы увидеть что-то новое или сходить куда-то. 

Алексей Бусько: Мой опыт скорее противоположный. 

7buttons: А вообще вы смотрите постановки коллег? Может быть, вы можете кого-то выделить? 

Алексей Бусько: Смотрю по возможности. Наш график не очень позволяет это делать: выходной – понедельник, работа вечером.Наверное, это «Лялька. Новая история Коппелии» (мы уже писали об этом спектакле здесь – прим. 7buttons), «Легенда о любви» в  оперном театре. Хочется, конечно, больше посещать. Но даже если есть один выходной, то за все время накапливается уже столько дел, которые нужно срочно решать. 

7buttons: Чтобы вас больше не задерживать, хотела бы спросить у вас о вашем собственном балете «Видение Розы», как вы нашли эту историю? 

 


Алексей Бусько: Идея пришла, когда я смотрел одноименный балет. Потом я поговорил с композитором Родиным. Ему стало интересно, и он быстро написал музыкальное сопровождение к спектаклю. Я послушал и понял, что моя 15-минутная идея вылилась в 25 минут самостоятельного произведения. Соединяющие сцены он, как человек творческий, раскрыл гораздо больше, чем я предполагал. Появились нюансы, повороты. 

7buttons: Какие у вас были ощущения, когда состоялась премьера? 

Алексей Бусько: Очень странные ощущения, потому что во всем, что я делал, я и сам участвовал.  Я ничего не видел со стороны и не мог адекватно оценить. Было страшно, если честно. Тема сложная. У меня у самого дети есть, а тут эта девочка. Мой герой сам как мое видение, не было такого, чтобы я думал, измышлял. Я до сих пор не знаю, хорошо это или плохо. Часто я слышу такую реакцию вроде: «Ну да, интересно» или «Или, а о чем это?»Хочется, конечно, чтобы спектакль жил. 

7buttons: Хорошо, спасибо за общение, Алексей. 

Алексей Бусько: И вам спасибо!

 

Беседовала Алиса Январская