Дмитрий Тодорюк: "Театр должен нести свет"



 

Театр оперы и балета для детей и юношества подготовил новый спектакль под названием «Возвращайся живым». Накануне его премьеры мы пообщались с режиссёром проекта – Дмитрием Тодорюком. Дмитрий приоткрыл нам завесу будущего спектакля. Кроме этого, говорили о Майдане, героях и о том, каким должен быть театр. 

7buttons: Кому принадлежит идея создания спектакля – мы знаем, это Виталий Калитовский. А кто писал сценарий и разрабатывал сюжетную линию? 

Дмитрий Тодорюк: Я и разрабатывал,  в последнее время в театре именно я занимался такими вещами: формировал сюжеты на основе музыкальных композиций. Поэтому, когда идея была озвучена, и мне передали музыкальный материал, своей основной задачей я видел – не превратить это в обычный концерт. Потому что концерт можно послушать в филармонии или любом другом зале, а так как у нас всё же театр, очень хотелось, чтобы эта история имела вид спектакля. После чего, мне пришлось длительное время размышлять над тем, что могло бы объединить эти песни и это привело к конкретной идеи Героя. После известных событий среди нашего народа родился настоящий молодой герой, человек, который готов защищать своё будущее, умирать за него, человек, который хочет быть свободным и не зависеть не от каких внешних событий и обстоятельств. 

7buttons: Скажите, такой прошлогодний возврат или, другими словами, флешбек вызвал в вас какие-то особые эмоции? 

Д. Т.: Оно до сих пор живёт во мне. Сложно пока, потому что это всё перетекло ещё в менее приятную историю на Востоке страны. Все эти воспоминания и ощущения никуда не ушли, потому что мы все не были готовы к финалу. Я говорю о 18-20 февраля. Для меня как для человека и художника – это тяжелая история, которая до сих пор отзывается во мне, просыпается, как только я слышу об этих и других трагических событиях в новостях, но с другой стороны – жизнь идёт своим чередом, жизнь продолжается и нельзя остановиться на этом. И весь наши спектакль «Возвращайся живым»  это не заклинание в каком-то магическом смысле, это обращение матери, дочери, брата, отца, сына к Герою, который готов защищать свою страну. Это такой призыв-молитва. И я думаю многим надо отвлечься от того, что сейчас происходит. Леся Тельнюк написала очень красивую музыку на стихи Шевченка, Леси Украинки, Оксаны Забужко. Надо не забывать об этом историческом повороте и в то же время надо декларировать о продолжении жизни, давать надежду. Если ты видишь веру внутри себя, то обязательно она найдёт выход и в реальной жизни человека. Если коротко о сюжете: есть некая мирная история, которой живут герои, и тут происходит страшный сон, который предвещает беду, потом эта беда случается. В результате выкристаллизовывается Герой, готовый идти на подвиги ради своей страны. 

7buttons: А то, что прошло какое-то время после всех этих событий – это как-то помогло, чтобы сделать спектакль именно таким, может быть, помогло как-то лучше оценить ситуацию, что-то переосмыслить по-новому? 

Д. Т.: Политических каких-то оценок мы в спектакле не даём. Во-первых, музыка была написана сёстрами Тельнюк тогда, когда это происходило. Они создавали музыкальный материал, находясь ещё непосредственно в этих вибрациях, вибрациях Майдана и противостояний. Не знаю по поводу переосмыслений, посмотрим. Переосмысление приходит всегда…Потому что, ну что такое спектакль? Спектакль, сочинённый в моей голове – это одно, а когда я выхожу на площадку с людьми, то они обязательно вносят свои нюансы. Он видоизменяется, хотим мы этого или нет. Может быть, переосмысление появится уже в процессе самого спектакля, в процессе репетиций. Пока я чётко декларирую: было мирное время и пришло зло, которое его нарушило. И пришёл человек, который может выгнать его и защитить свой дом. 

7buttons: А можно такой немного личный вопрос? А вы сами какое-то участие на Майдане брали? То есть, были ли вы там? Присутствовали?  

Д. Т.: Конечно был. У меня есть свои обстоятельства, в силу которых я не принимал достаточно активного участия, но я и мои друзья всячески помогали Майдану: и одеждой, и деньгами, и едой. Волонтёрская жизнь кипела. Боевых действий я конечно не вёл. 

7buttons: Скажите, а сёстры Тельнюк непосредственное участие в спектакле принимают? 

Д. Т.: Да, они всё время на сцене. 

7buttons: Они поют? 

Д. Т.: Да, они поют, это их музыка. Они как такие голоса ангелов. Даже не ангелы, а архангелы, как я их называю. Такие полуангелы-полулюди, которые знают наперёд, что происходит. Песня – это не озвучивание событий, но прогнозирование. Каждый следующий трек – это пророчество будущих событий. 

7buttons: Расскажите, пожалуйста, про артистов, которые исполняют главные роли. 

Д. Т.: Это двое студентов академии танца имени Сержа Лифаря. Я был абсолютно уверен, что это должны были быть именно молодые люди, так как именно студенты были основной движущей силой Майдана. С них всё собственно и началось.

 7buttons: Планируете ли вы гастролировать с этим спектаклем по Украине, чтобы как можно больше людей смогло увидеть вашу работу и самое главное – не забывать? 

Д. Т.: Мы всегда планируем. Но это всё зависит от менеджеров, насколько им удастся договориться о гастролях, о залах и от того насколько это найдёт свой зрительский отклик. А так, конечно мы готовы. Очень бы хотелось, чтобы среди зрителей была не только киевская публика. 

7buttons: Спектакль посвящён важной вехе в современной истории Украины, считаете ли вы, что украинский театр нуждается в актуальных пьесах? Всё ли для этого делают другие театры? Иногда кажется, что некоторые театральные коллективы пребывают в каком-то своём мире. 

Д. Т.: Да, есть такой кокон. Театр, конечно, должен отвечать запросам современности. И если этого не делают – плохо. Но я не слежу за другими театрами, не мониторю их деятельность. Мне кажется, что можно ставить и классические сюжеты, которые обретают новое значение именно сейчас. Есть те, кто ставят Шекспира, которому несколько столетий, но от этого он не теряет актуальности. 

7buttons: Ну и последний вопрос, такого, скорее, философского характера. Какой он новый режиссёр и драматург, балетмейстер новой Украины? 

Д. Т.: Я не разделяю режиссёров на новых или старых. Театр, в отличии от кино, – открытая площадка, здесь есть непосредственный контакт со зрителем. Поэтому я больше, чем уверен, что театр должен нести свет. Конечно, легко подыгрывать своим бесам. Но погрустить можно дома на кухне под чашечку грога и стихи Бодлера или Байрона. Декларировать это как постулат я не намерен. Людям надо дать что-то большее, что-то лучшее, театр – это свет, добро и любовь. 

 

Алиса Январская