Видение Розы. Женщины в ре миноре

В среду 8 октября в Киевском театре оперы и балеты для детей и юношества состоялась премьера двух одноактных балетов: «Видение Розы» Алексея Бусько и Александра Родина, а также «Женщины в ре миноре» Раду Поклитару. В этот же день мы побывали и на открытии выставки «Оголенные души». 

На наш взгляд, проект получился интересным с технической точки зрения. Здесь удачно соседствует мастерство фотографа, визажиста и художника по костюмам. Но, к сожалению, открытости оголенных душ не вышло, перед нами опять не простые люди с их внутренними переживаниями (потому что в таком случае мы имеем дело с документальным портретом), как было заявлено, а артисты, выражающие определенное настроение. Экзистенциальность и оголенность здесь присутствует, конечно, и особенно это подчеркивают очень вдумчивые и философичные стихи, но эта экзистенциальность не вышла душой наизнанку в связи с созданными фотографическими образами.

«Видение Розы» – спектакль, который родился в соавторстве молодого и перспективного хореографа Алексея Бусько и композитора Александра Родина. Тандем вышел удачным. На сцене театра мы можем увидеть рождение необычной трагической истории.

 

Её необычность заключается в глубоком психологизме, погружении во внутренний мир героини с помощью языка телодвижений. Перед нами не простой нарратив, а переживания на грани жизни и смерти. Мы привыкли к тому, что тайные желания, чаяния и надежды имеет только здоровый человек, а если этот человек молод и в то же время смертельно болен? Исчезает ли куда-то тяга к жизни? Нет, она становится пронзительной, отчаянной, трогательной, как трогательным является тяга цветка к лучам заходящего солнца. Героиня с легкостью меняет иллюзию спокойствия и утешения, которую предлагает мать, на мир мимолетного и такого желанного наслаждения. Идея всезнания того, что необходимо другим людям, терпит крах.

«Женщины в ре миноре» – это эстетическая рефлексия о сути женской дружбы. Сплетни, зависть, злость, наивность обычного «бабского счастья» – всё это в потрясающих групповых сценических фигурах от Раду Поклитару. Если вы ещё ни разу не были на его спектаклях, то, попав на них впервые – ощутите смешанное чувство удивления и восторга. Это тот случай, когда в отлаженном механизме отсутствуют лишние элементы. Кроме того, социальная тема очень непроста в исполнении в принципе, так как одно дело раскрыть характер героя и его внутренний мир, а другое дело – вскрыть проблемное пространство в целой социальной группе, затронуть глобальную тему. Мастерство Поклитару даёт такую возможность. В нынешних условиях нам очень не хватает именно таких спектаклей, которые размышляют на тему человека и общества: общество как масса «серая» или креативная, как двигатель истории и прогресса или его тормоз, и так далее. Подобных спектаклей в Украине очень долго не было, потому, как не было общественного единства, а только ощущение аморфности толпы. В условиях активной трансформации надо ловить этот дух перемен и разбивать стереотипы: нещадно и бескомпромиссно. 

Почему эти два спектакля соседствуют? Их связывает воедино Киев модерн балет, так как Алексей является одним из артистов его труппы и в то же время, как  мы видим, стремится к самовыражению на новой для себя почве. Раду Поклитару, я напомню, является художественным руководителем Киев модерн балета.